Рецензии на спектакли

Интервью, статьи


Ссылки:
«Доказательство»


Непростые числа

Кшиштоф Занусси поставил «Доказательство» Дэвида Оберна на сцене РАМТа.
Фильм Джона Мэддена «Доказательство» с Энтони Хопкинсом в главной роли критика упрекала в излишней театральности. В спектакле, поставленном в РАМТе Кшиштофом Занусси по одноименной пьесе Дэвида Оберна, по инерции ищут сходство с кинематографом. Но его нет ни в манере игры артистов, ни в мизансценах. Камерная история для четырех персонажей, где один сумасшедший со справкой, а другая вот-вот ее получит, где не меняется место действия – балкон чикагского небоскреба, не может не быть слегка аффектированной. К тому же и время действия постоянно меняется, перенося героев из настоящего в прошлое. К слову сказать, именно этот момент режиссер и сценограф Ева Старовейска решают сценически изящно: на заднике панорама городских высоток, окна которых подсвечены. В сценах-воспоминаниях один из домов еще не достроен и на стреле возвышающегося над ним подъемного крана едва заметно, словно далекая звезда, подмигивает нам лампочка-маячок. Собственно, все приемы мастера в этом спектакле столь же незаметны и неназойливы, что, вероятно, смутило гурманов, ожидавших от заморской знаменитости чего-то эдакого. Однако вовсе не смутило публику, не видевшую фильма и с явным интересом следящую за психологическими перипетиями сюжета.
А он не очень-то замысловат. Профессор Роберт – гениальный математик, совершивший не одно открытие, теряет разум. Благодаря усилиям младшей дочери Кэтрин, унаследовавшей отцовский дар, но бросившей учебу на алтарь его нездоровья, болезнь иногда отходит, уступая место длительной ремиссии. И Евгений Редько, и Нелли Уварова рассказывают нам о том, как борются в их персонажах два таланта – человеческий и профессиональный. Один, заставляя жертвовать, другой – служить. Хотя и то и другое называется «долг». Рядом с ними две заурядности. Старшая дочь Клер – агрессивная, аспирант профессора Хал – сентиментальная. Ирине Низиной достаются гротесковые краски, Денису Баландину – лирические. Узнав, что юная необученная Кэтрин доказала теорему, которая была по зубам только ее отцу, они объединяются в недоверии. Наследница – корыстна под маской сердобольной заботливости, ученик – завистлив, прикрываясь любовью к истине. Доказательство от Занусси сформулировано просто: талант оперирует простыми числами, бездарность – простыми чувствами.
Знаменитый польский режиссер уже ставил эту пьесу шесть лет назад в Германии. Репетиции московского спектакля проходили в его доме в Варшаве на протяжении трех недель. На пресс-конференции в Москве он подчеркнул, что в этот раз выбрал способ работы, напоминающий театр Мольера, когда театр был семейным, домашним предприятием. Актеры РАМТа «жили у меня дома, мы вместе обедали, вместе смотрели телевизор, много общались не только по работе. Поэтому вопрос совместимости стоял очень остро». Похоже, что вопрос стоял не только для режиссера. Актеры держат намеченный рисунок, в некоторых сценах проникновенны, но видно, что три недели не тот срок, за который они привыкли влезать в шкуру своих персонажей. Свои «доказательства» им еще предстоит аргументировать.


Мария Седых
Итоги №13/720, 29.03.2010 г.

Copyright © nizina-irina.narod.ru.

Сайт создан в системе uCoz