Рецензии на спектакли

Интервью, статьи


Ссылки:
«Доказательство»


Кшиштоф Занусси: доказательство любви

Громкая дружная овация, не позволявшая уйти со сцены режиссёру и актёрам спектакля «Доказательство», значила только одно: премьера в Российском молодёжном театре увенчалась успехом. А чествовала публика знаменитого польского режиссёра Кшиштофа Занусси и молодых московских артистов: Евгения Редько, Нелли Уварову, Ирину Низину и Дениса Баландина.

Надо сказать, что спектакль этот зрители ожидали с большим интересом: имя режиссёра и выбранная им пьеса обещали событие неординарное. Кшиштоф Занусси уже ставил спектакли в Москве и Новосибирске. А теперь с удовольствием продолжил этот опыт. Спектакль готовился около месяца, по большей части – в Польше. Именно так, считает режиссёр, и можно репетировать с наибольшей отдачей.

«Доказательство» он ставит во второй раз, ранее была постановка в Германии. Пьеса эта до сих пор не была переведена в России, а между тем её автор, американец Дэвид Оберн, получил Пулитцеровскую премию, а затем написал сценарий одноимённого фильма, главные роли в котором сыграли Энтони Хопкинс и Гвинет Пэлтроу. Что же получилось у молодых российских актёров, судить зрителю. Сам Кшиштоф Занусси накануне премьеры говорил журналистам о сути спектакля – тонкой грани между гениальностью и сумасшествием. На самом же деле «Доказательство» о старых вечных вопросах: любви, доверии и преданности.

Балкон дома в Чикаго – вот и все декорации. На сцене – четыре актёра. Действие напряжённое, как натянутая струна. Всё начинается накануне похорон отца главной героини, гениального математика. Последние годы для неё были трудными: тяжело ухаживать за сумасшедшим отцом. Но он был единственным по-настоящему близким и любимым человеком. Однако у неё возникают опасения – не унаследует ли она сумасшествие.

Кэтрин так же талантлива, как и отец, который уже в двадцать с небольшим сделал революционные открытия в математике. В мире науки он почитаем и обожаем. Кэтрин же, ухаживая за беспомощным отцом, учёбу бросила. Теперь, когда его не стало, весь мир для неё обрушился. Окунуться в депрессию не даёт молодой преподаватель Хал, который разбирает бумаги профессора, надеясь среди этой, в изобилии написанной безумной абракадабры найти математические жемчужины. В конце концов ему это удаётся. В его руках – тетрадка с сенсационным доказательством теории простых чисел. Но кто же её автор? Отец или дочь? Вопрос волнует и Хала, и очень практичную сестру Клер, которая приехала на похороны, а заодно и встретиться с друзьями, и продать дом отца. Ей кажется, что Кэтрин не совсем может отвечать за свои поступки, и она берёт над ней настойчивое шефство...

Вопрос об авторстве доказательства теории простых чисел в конце концов разрешится, но не он главный в спектакле. И вообще он вовсе не о математике и не о мудрёных теориях. Он об одиночестве и любви, которая способна побеждать безумие. О любви, которая так была нужна блестящему математику, ставшему совсем беспомощным, и его дочери, отчаянно балансирующей на грани гениальности и безумия, и приземлённой её сестре, и честному Халу... Именно это и удалось донести до зрителей актёрам Молодёжного театра. Получился очень хороший спектакль, спектакль-размышление и спектакль-сопереживание...


Наталья Костенко
Парламентская газета, №13-14(2429-2430), 26.03.2010 г.

Copyright © nizina-irina.narod.ru.

Сайт создан в системе uCoz