Рецензии на спектакли

Интервью, статьи


Ссылки:
«Эраст Фандорин»


«Азазель» выходит на сцену


Зал набит и детьми, и взрослыми, у входа приятная всякому театральному человеку толчея. Зрительский успех налицо, после последней реплики зал взрывается аплодисментами. Поставив спектакль по акунинской повести "Азазель", Российский академический молодежный театр попал в "яблочко". В этом спектакле часто стреляют. Стреляют громко и дымно, так, что в зале долго пахнет порохом. Зрители вспоминают о золотых годах детства и заряжавшихся синенькими бумажными пистонами пистолетиках – руки многих из них еще помнят это оружие.

У театрального критика есть все основания разнести по косточкам спектакль, поставленный художественным руководителем РАМТа Алексеем Бородиным. С высшей точки зрения он архаичен: роман изложен здесь обстоятельно – от сих до сих. Костюмы добротны, декорации достоверны, так же – добротно и достоверно – играют актеры. Рамтовская "Азазель" поставлена вне театральной моды, но режиссеру удалось нащупать временно пустовавшую театральную нишу. И дело не только в том, что в молодежном театре вышел детектив, пусть даже исторический. И не в акунинском имени, гарантирующем спектаклю зрителя - кто из почитателей Эраста Фандорина не захочет увидеть его на сцене? Куда интереснее то, что спектакль воскресил давно ушедший театральный жанр – мелодраму.

Рамтовская "Азазель" напоминает о триумфах французского театра середины прошлого века. Пьеса, написанная модным и знаменитым автором (к примеру, Дюма): крепко закрученный сюжет, романтический герой, любовь, злодейство, гибель – и красивая реплика под занавес. Театр, понимающий всю эту сюжетную конструкцию очень буквально, прямодушно переносит ее на сцену. С восторгом заглатывают приманку зрители: публике всегда хочется ужасаться и сострадать. Акунин, разумеется, мелодрамы не писал, да и РАМТ наверняка не собирался превращать в нее его текст, но такой результат вполне логичен: в романе отлично выписаны среда и исторический фон, а театр этого дать не может. На первый план выходят переживания героя, интрига, любовь, смерть: героиню взрывают, герой выходит к авансцене. Он поседел в режиме реального времени, и зал ахает. Так, как он ахал на спектакле театра "Порт-Сен-Мартен", когда герой Дюма-отца, неукротимый Антони, убивал возлюбленную.

Акунин предоставляет достойные развлечения читателям, РАМТ сделал то же для театральной публики – да к тому же дал поиграть молодежи. Фандориным стал Петр Красилов (его герой обаятелен, угловат и застенчив, да и сам молодой артист пока что очень волнуется), бравым Зуровым – брутальный Илья Исаев; изощреннейший Бриллинг в исполнении Евгения Редько весьма демоничен. Тут можно было бы сделать отступление и растолковать, что Зуров – лихой гусар и отчаянный игрок, мнимый любовный соперник юного сыщика Фандорина, в результате спасающий ему жизнь. А статский советник Бриллинг, напротив, непосредственный фандоринский начальник и одновременно деятельный член таинственной и преступной организации "Азазель"... Но одноименный роман читали решительно все, и пересказом его сюжета можно заниматься только из политкорректности: среднестатический москвич отлично знает особенности формулярного списка Эраста Фандорина. На спектакле Российского академического молодежного театра у него есть счастливая возможность увидеть любимого героя в лицо – и не разочароваться. Акунинской детектив РАМТ превратил в мелодраму, но внутреннее соответствие тексту – такому же обстоятельному, добротному и слегка бутафорскому – в спектакле есть.


Алексей Филиппов
Известия, 13.05.2002 г.

Copyright © nizina-irina.narod.ru.

Сайт создан в системе uCoz