Рецензии на спектакли

Интервью, статьи


Ссылки:
«Эраст Фандорин»


Беллетристика на сцене РАМТа


Художественный руководитель Молодежного театра А. Бородин поставил театральный детектив «Эраст Фандорин». Озаглавив свой спектакль именем главного героя романа Б. Акунина «Азазель», режиссер обращает наше внимание именно на молодого сыщика.
А. Бородин предложил зрителям взглянуть на все происходящее глазами Эраста Фандорина (П. Красилов), и все, чему мы являемся свидетелями – это мир главного героя. Спектакль можно назвать большим событием в жизни РАМТа. Б. Акунин отдал театру эксклюзивное право на постановку своего первого детектива и сам же переписал роман в пьесу.

РАМТ постарался соответствовать масштабу задуманного и оправдал надежды. Спектакль стал одним из самых дорогостоящих для театра проектов. Костюмы полностью соответствуют исторической эпохе. Среди них есть и «костюмы-трансформеры», позволяющие артистам мгновенно изменять свой облик. Для Эраста Петровича приготовлено девять смен костюмов. Так же мобильны и декорации, ведь действие начинается в Питере на фоне решеток Александровского сада, потом переходит в интерьеры Лондонской гостиницы, а заканчивается в Москве. Декорационное решение вносит в спектакль легкость, непринужденность, – мебель на колесиках, увозимая актерами, снимает излишнюю трагедийность событий. Вся фундаментальная обстановка, будь то кабинет в полицейском участке или приемная в доме Амалии Бежецкой, мгновенно растворяется в пространстве, и на ее месте возникает другая.
Спектакль сделан в уже не новой, но еще не надоевшей манере «киноэпизодов». Мизансцены сменяют одна другую, как кадры в кинопленке. Все движения чуть ускорены, от этого возникает ощущение немого кино, но картинки при этом цветные. Весь спектакль стремительный, быстрый, динамичный. Он выстроен так, что все действие отражает сущность, характер, индивидуальность главного героя.

Главный герой – максималист: он идет до конца во всех своих начинаниях, он почти идеален. Только не как герой американских боевиков и не как удалой рубаха-парень из русских сказок, а по-своему. Он очень молод, в нем сохранились еще детские идеалы добра и зла. Жаль, что изменения в его характере неминуемо произойдут, когда он станет старше. А сейчас он напоминает только что увидевшего свет птенца.

Почти все в спектакле кажется гармоничным и естественным. Роковая красавица Амалия Бежецкая в прекрасном исполнении Ирины Низиной покоряет с первого взгляда, очаровывает, околдовывает, привораживает и нашего героя, и удалого гусара Зурова (Илья Исаев). Зуров кажется пьяным, когда трезв, а когда пьян, – вполне разумен и адекватен. Конечно, он вспыльчив, экспрессивен, эмоционален, но в то же время он напоминает чеховских героев с вечной тоской в глазах.
Нельзя не отметить прекрасную работу Александра Доронина, сыгравшего студента Ахтырцева. Он болезненно тороплив, суетлив, но сосредоточен и целенаправлен. Великолепно сыграна сцена признания в кабаке. Буквально в одном монологе дан точный психологический портрет человека. Ахтырцев взволнован, он пьет водку, но она его не пьянит. Ему нужно выговориться, и он открывает свою страшную тайну, принимая всю вину за происшедшее на себя.
Любимец публики и блестящий актер РАМТа Евгений Редько в роли Бриллинга говорит поставленным голосом героя-покорителя, преуспевающего, уверенного в себе человека. Но движения его нечетки, он передвигается, как незрячий человек по хорошо знакомой местности. В его движениях скользит неуверенность, что несколько диссонирует с образом опытного сыщика. Игрой Редько подчеркивает дальнейшую роль своего героя в жизни Фандорина и в пьесе.
Возлюбленную Эраста Петровича – Лизу – в спектакле играет Татьяна Ушмайкина. Развитие их взаимоотношений происходит урывками. Фандорин думает о своей возлюбленной, лишь когда они рядом. Сцена «расцвета чувств», решенная в спектакле в виде изящного вальса, где влюбленные двигаются, то как заводные куклы, подчиняясь чьей-то воле, то обретают человеческую пластичность, выглядит очень красиво (режиссер по пластике – Владимир Беляйкин), но при этом немного озадачивает. Пара танцует на фоне кирпичной стены. Возникает чувство тревоги. Любовь – прекрасное, светлое чувство, но холодная стена придает их отношениям некую неблагополучность. Быть может, это режиссерский знак, оповещающий, что у этой любви нет будущего? Фандорин в этой сцене перевоплощается в «настоящего Ромео».

Эраст Петрович, скорее воображаемый герой, некий идеализированный образ. Написанный в конце ХХ века, Фандорин кажется устаревшим и неактуальным. Но его появление приятно и радостно, на его примере можно рассказывать детям об идеалах добра. В РАМТе такого героя воплотили очень правдоподобно. Что же касается театрального детектива, так заявлен спектакль в программке, может, не стоило уточнять жанр? Жаль чудесное театральное произведение загонять в рамки и ставить определенное клише. Пусть в глазах в сознании каждого зрителя спектакль обретает собственный жанр.


Ольга Хомутова
Театральная касса, 15.05.2002 г.

Copyright © nizina-irina.narod.ru.

Сайт создан в системе uCoz