Рецензии на спектакли

Интервью, статьи


Ссылки:
«Эраст Фандорин»


Субъективное мнение бывших театроведов


25 декабря во МХАТе имени Чехова состоялась седьмая церемония вручения театральной премии "Чайка". Вместе с театральными звездами и светскими львами, заполнившими в этот вечер мхатовский зал, пила шампанское МАРИНА Ъ-ШИМАДИНА.

Создатели "самой неформальной из театральных премий", как они ее сами называют, Екатерина Коновалова и Елена Лапина, пообещали, что будут вести церемонию награждения, "держа руку на пульсе времени". Поэтому зрителям преподнесли песню "Belle" из мюзикла "Notre Dame de Paris" в исполнении одного из постоянных ведущих "чаячих" вечеров Игоря Золотовицкого, артиста "с печатью МХАТа на челе", который "никогда не будет счастлив на земле", пока не сыграет Квазимодо или другого какого урода. Утвердившись в мысли, что сам театр сегодня тоже стал модным явлением, организаторы церемонии постарались заполнить ее всем самым модным: приз в номинации "Pret-a-porte" (его получила сербская художница Ангелина Атлагич за костюмы к спектаклю "Мастерской Фоменко" "Отравленная туника") вручали представители журнала Elle. Священной мхатовской сцене пришлось пережить модное дефиле, выступление поп-группы и целых два мужских стриптиза, тоже очень модных. Команда спектакля "Ladie`s Night" скакала в одних кухонных передниках перед "Обольстительной женщиной" Ириной Низиной, получившей "Чайку" за роль в акунинском "Эрасте Фандорине" (РАМТ). А бригада актеров из популярного телесериала эффектно посрывала с себя костюмы Дедов Морозов, после чего Сергей Безруков и Ко чинно вручили статуэтку Олегу Меньшикову со товарищи за "Синхронное плавание" (то есть лучший актерский ансамбль) в спектакле "Театрального товарищества 814" "Игроки". Партнер Пирса Броснана по бондиане Михаил Горевой отдал приз в номинации "Злодей" "задушившему в себе все человеческое" Григорию Сиятвинде за роль Макбетта в одноименном спектакле театра "Сатирикон". А три артистки из еще не выпущенного, но уже по определению модного мюзикла "Иствикские ведьмы", во всеуслышание призывая дьявола во плоти, протягивали руки к сидящему в зале будущему исполнителю этой роли Дмитрию Певцову, но премию в номинации "Роковой мужчина" почему-то вручили Александру Яцко за роль в спектакле Театра Моссовета "Муж, жена и любовник". Его партнер по сцене Валентин Гафт тоже получил награду, но уже в номинации "Маска zorro", которую вручают за лучшую драматическую роль сезона. Мхатовский толстяк Александр Семчев, появившийся на сцене под звуки "Эммануэль", объявил, что в этом сезоне в номинации "Некоторые любят погорячее" – за самую смелую любовную сцену – лучшим впервые признан гомосексуальный дуэт Евгения Писарева и Анатолия Белого из спектакля Кирилла Серебренникова "Откровенные полароидные снимки". А более традиционная пара из другой постановки того же режиссера, "Сладкоголосой птицы юности" Тенесси Уильямса, вышедшей совсем недавно в "Современнике", Марина Неелова и Юрий Колокольников, победили в номинации "Двойной удар". Сам Кирилл Серебренников тоже не остался внакладе и получил свою "Чайку" за этот спектакль в номинации "Сделай шаг".

Может показаться странным, что рядом с этими спектаклями не фигурирует тоже вполне себе удачный "Терроризм" того же режиссера, а по соседству с "Египетскими ночами" "Мастерской Фоменко" нет их же "Безумной из Шайо". Или почему в списке показательно отсутствуют Кама Гинкас со своей блистательной "Дамой с собачкой" или Александр Калягин, сыгравший в рассматриваемый премией период в своем театре две сильнейшие роли – Короля Убю и старика Крэппа. Но в случае с "Чайкой" бесполезно выяснять, почему на премию выдвинули один спектакль и забыли другой. Кого захотели, того и выдвинули. Ведь это не официальная государственная награда вроде "Золотой маски" и не крупный денежный приз, как "Триумф". Это просто субъективное мнение нескольких бывших театроведов (когда-то делавших на ТВ-6 передачу "Театральный понедельник"), принявшее масштабы стихийного бедствия. Как сказал Константин Райкин: "Я люблю эту премию за то, что она не претендует на истину в конечной инстанции, и за то, что она любит наш театр". И ушел со сцены вместе с заслуженной наградой за роль синьора Тодеро. Для "Сатирикона" это была четвертая за вечер "Чайка".


Коммерсантъ, № 234 (2603), 27.12.2002 г.

Copyright © nizina-irina.narod.ru.

Сайт создан в системе uCoz