Рецензии на спектакли

Интервью, статьи


Ссылки:
«Эраст Фандорин»


Скромный театральный Акунин


6 мая в Российском молодежном театре, что на Театральной площади, состоялась премьера «Эраста Фандорина» по детективу Бориса Акунина «Азазель». Режиссер Алексей Бородин.

Конец XIX века. Существует тайная организация, цель которой остается неясной до самого конца повествования. Детей без роду-племени, безотцовщину-безматерщину, маленьких изгоев, приютил благотворительный дом леди Эстер, так называемый Эстернат. Эти эстернаты повсюду – в России, Англии, Германии… Там опытные педагоги штампуют гениев, что впоследствии внедряются во все сферы общественной жизни, совершают чудесные открытия, блестяще делают карьеру. Но достаточно кому-либо помешать продвижению новоиспеченного гения, спецагенты леди Эстер немедленно устраняют препятствие, не останавливаясь даже перед убийством.
Однако известно: чем идеальней организован какой-либо процесс, тем незначительнее должно быть препятствие, чтобы все это разом полетело в тартарары. Таким «камешком» стал молодой сыщик Эраст Петрович Фандорин (актер Петр Красилов).

Спектакль, поставленный в РАМТе, красив и динамичен. Да, он немного «гремит», фразы произносятся в полный голос, почти криком, где-то проскальзывает нарочитый гротеск – детям-подросткам надо преподносить все в приподнятом варианте. Приятные и смачные на внешность актеры в образах жандармов, купцов, разгильдяев, душечек… От них не дождетесь станиславщины, смысла в каждой складочке у губ, но все они подчиняются единой теме мистификации, не заслоняя собой легкости просмотра. Все ради Эраста, он вроде как пробегает через весь спектакль на сумасшедшей скорости, сто раз подвергаясь смертельной опасности, снова бежит, не видя цели «Азазеля», но у него есть собственная цель – дорога.

Кстати, о беге. Наверное, это лучшее, что есть в спектакле. Замечательно поставленные пластические сцены (режиссер по пластике – Владимир Беляйкин), допустим, обыкновенная уличная погоня. Все в реальном формате: Эраст и его преследователи на полной скорости выбегают на середину сцены, затем замедляются, бегут на месте. Но иллюзия полная, поскольку хвост погони сворачивает то вправо, то влево. Или драка. В общем, любой пластичный эпизод вызывал аплодисменты зрителей.

В первом действии, когда леди Эстер демонстрирует Фандорину своих юных воспитанников, на сцену выбегают ученики 15-й школы-интерната циркового профиля им. Ю. Никулина. И устраивают целое «представление в представлении»: сложные физические упражнения, проход колесом, пирамиды…
То есть с точки зрения режиссуры и художественного оформления «Эраст Фандорин» сродни мюзиклу – это замечательная модель, по ходу действия подстраивающаяся под любой зал. Заскучать не успеете. Только удивиться. Или испугаться от постоянных взрывов и самоубийств.

На премьере Борис Акунин в парадном костюме лично присутствовал в зале; под конец творцы не удержались, вытащили его на сцену. Скромно поклонился, но старался не смотреть в зал.


Ян Смирницкий
Россiя, 19.05.2002 г.

Copyright © nizina-irina.narod.ru.

Сайт создан в системе uCoz