Интервью, статьи

Рецензии на спектакли


Елена Уварова: Носить по-русски

Увеличить Увеличить
Елена Уварова – профессиональный дизайнер одежды. Периодически она работает художником на съёмках телепрограмм и кинофильмов. Один из самых её громких проектов – сериал «Не родись красивой». Его действие разворачивается в виртуальном доме моды.

Полетели

Впервые на съёмочной площадке Елена оказалась ещё в 1999 году.
– Меня пригласила знакомая – Анна Меликян, ныне известный режиссёр, а тогда студентка ВГИКа. Она снимала курсовую работу – короткометражный фильм «Полетели», и я делала костюмы к нему. На этом наше сотрудничество не закончилось: потом были фильмы «До востребования», где главную женскую роль, как и в «Полетели», играла моя сестра, актриса Нелли Уварова, «Контрабас» и лирическая комедия «М + Ж», в котором Аня выступала уже в роли продюсера. Работала я и с другими режиссёрами: Сергеем Пикаловым (фильм «Мымра»), ну и, конечно, с Александром Назаровым, режиссёром сериала «Не родись красивой».

– Как вы попали в сериал «Не родись красивой»?
– Представители кинокомпании «Амедиа», которые запускали телепроект, приняли решение пригласить в качестве художника по костюмам именно дизайнера одежды: по сценарию события разворачиваются в доме моды, и они хотели, чтобы персонажи выглядели достоверно. Чтобы зритель видел одежду, реально отражающую какие-то тенденции; узнавал в героях людей, которые встречаются ему в жизни. То есть картинка должна была быть реалистичной и в то же время интересной по дизайну. Увеличить Увеличить

– В сериале обыгрывается один из самых популярных сюжетов – трансформация Золушки в принцессу. Наверное, с профессиональной точки зрения такая работа была вам особенно интересна?
– Конечно! Правда, образ «принцессы», который получился в итоге, несколько отличался от нашей первоначальной задумки. Притом что первой частью работы – когда героиня была в образе дурнушки — мы остались довольны. Но есть продюсеры, есть заказчики, и их видение красавицы, в которую превращается героиня, было несколько иным. Более стандартным, что ли. Они видели героиню в чём-то откровенно-облегающем, скорее соответствующем образу красотки из американского сериала «Дурнушка Бетти», по мотивам которого снимали «Не родись красивой».

– А когда вы продумывали образ дурнушки, насколько ориентировались на её американский прототип?
– На героиню «Дурнушки Бетти» я не ориентировалась вообще. Видела несколько серий перед запуском российского проекта, но по факту брекеты и очки – единственное, что объединяет двух героинь. Наша Катя – совершенно другая. Кстати, её первоначальный образ нарисовался практически сразу: как-то сложилось, что и художники, и режиссёр видели её примерно одинаково. Поэтому героиню мы «лепили» буквально по самым первым наброскам.

Модная бабушка

– По какому алгоритму складывается кинематографический образ?
– Читаешь сценарий – появляется ассоциативная цепочка. Потом делаешь наброски, начинаешь подсматривать вокруг детали. Когда я продумывала образ Кати, всё время ходила с фотоаппаратом: фиксировала то, что потом могло бы пригодиться в работе.
Однажды увидела в метро совершенно необыкновенную бабушку: она так идеально скомпоновала свой гардероб, что смотреть на неё было сплошное удовольствие. При этом было видно, что некоторые вещи служат ей уже не первый десяток лет: туфли явно куплены в 70-х, при этом они в точности соответствовали актуальным моделям из последних коллекций. Я вышла с ней на остановке, извинилась и попросила разрешения сфотографировать её. Когда мы формировали образ Кати, эта бабушка стала одним из звеньев ассоциативного ряда. Увеличить Увеличить

– То есть дурнушка должна обязательно одеваться в ретро?
– Необязательно, в её гардероб впишутся любые невзрачные мешковатые вещи. Но в нашем случае стиль ретро был ожидаемым: по сценарию Катя совершенно не уделяла внимания одежде и часто брала вещи из гардероба мамы.
Перед нами стояла задача «испортить» актрису, играющую Катю, но мы хотели при этом сделать её милой и трогательной. Ретро для подобной трансформации подходит как нельзя лучше. Мы изучали архивы дизайнеров, работающих в этом стиле, совершали набеги на блошиные рынки, какие-то вещи шили и вязали под заказ: жакетики, береточки... Ну и, конечно, брали одежду в магазинах. Примечательно, что в первой части сериала Катя Пушкарёва, ещё будучи дурнушкой, ходила на работу с сумкой из последней коллекции Furla и носила довольно концептуальные вещи из коллекций российского дизайнера Ольги Роминой – и эти вещи тоже работали на имидж Кати Пушкарёвой. Она была в них абсолютно идентична самой себе – дурнушке, которая одалживает одежду у мамы. Это прекрасная демонстрация того, что вещи могут смотреться совершенно по-разному – всё зависит от мастерства стилиста.

– Что легче — «испортить» женщину или украсить её?
– «Испортить» ничуть не легче, чем украсить. В обоих случаях необходимо учитывать массу нюансов: любое незначительное отклонение может сместить имидж в ту или иную сторону и привести к кардинальной смене картинки. Например, марка Ргаdа работает в стилистике, которая очень близка той, что мы выбрали для образа Кати: «модная бабушка». То есть силуэты, формы, оттенки и аксессуары примерно те же, но стоит чуть сместить акцент в одну сторону – получается актуальный стиль «модная бабушка», в другую – выходит классическая дурнушка. Увеличить

– Путь от дурнушки к красавице на съёмках «Не родись красивой» проделала ваша сестра Нелли Уварова, которая сыграла роль Кати Пушкарёвой. Кто первым попал в проект – вы или Нелли?
– Я. Процесс кинопроизводства складывается так, что первыми приступают к работе художники и команда постановщиков: рисуют образы, продумывают костюмы, стилистику. Уже будучи в команде, я наблюдала огромное количество актрис, пробовавшихся на роль главной героини: кастинги шли в течение двух месяцев. Когда утвердили мою сестру, продюсер сериала сообщил мне об этом первой.

– А как вы относитесь к передачам, которые, по сути, повторяют ключевую сюжетную линию сериала – из Золушки в красавицы?
– Думаю, что мгновенно такие трансформации не происходят – нужны комплексный подход и время: человек должен хотя бы немного пожить в новом образе, созреть для изменений. Я несколько раз замечала, что стилисты буквально ломали прежний образ и на пустом месте строили новый. Это неправильно: новый образ нужно создавать с учётом особенностей прежнего.
Вот почему мы были не очень довольны образом преображённой Кати Пушкарёвой. Мы хотели сделать её более утончённой, а она получилась несколько агрессивно-сексуальной. Мы хотели оставить ей благородную приглушённую цветовую гамму, а в результате её переодели в открытые холодные цвета. В общем, получился стереотипный образ успешной, красивой женщины, который пропагандируют глянцевые журналы. На мой взгляд, человек, который вчера носил ретро и чей образ был милым и трогательным, не может вдруг превратиться в хрестоматийную бизнес-леди, даже если в его жизни произошли большие перемены, и он трансформировался внутри. Трансформация так или иначе следует определённым законам логики, она происходит естественно. Даже совершая такой невероятный карьерный скачок и превращаясь в красавицу, Катя Пушкарёва остаётся собой. Поэтому её образ должен был бы стать более свободным, индивидуальным – не таким жёстким и стандартным, как это получилось. Увеличить

Ближе к телу

– После того как сериал получил широкую известность, вымышленный модный дом Zimaletto, в котором разворачивались события, стал реальным, а вас пригласили на должность его главного дизайнера.
– Когда сериал стал уже достаточно популярным, у создателей появилась идея предложить название модного дома Zimaletto какой-нибудь компании по производству одежды. Коммерческое предложение было направлено в самые крупные российские компании – и в результате откликнулись представители марки Sela. Это бренд уровня масс-маркет, и его генеральный директор давно хотела создать ещё один бренд, теперь уже уровня премиум. Наше знакомство произошло ещё в стенах «Амедиа»: меня представили как художника по костюмам сериала, её – как человека, который планирует выпускать одежду под брендом Zimaletto. До окончания работы над сериалом оставалось ещё полгода, и генеральный директор Zimaletto захотела, чтобы первая коллекция её нового бренда, осень-зима, впервые была показана в одной из серий «Не родись красивой». Так мы и сделали: по сценарию в одной из заключительных серий должно было быть дефиле, и в нём фигурировали вещи из реальной коллекции нового бренда Zimaletto. Зритель увидел эту серию в июне, а в сентябре коллекция уже появилась в магазинах.

– На кого рассчитана ваша одежда?
– На модных, динамичных работающих женщин – в общем, на современных жительниц мегаполиса.

– Эта категория покупателей обычно может себе позволить вещи известных западных марок. Почему они должны идти именно к вам?
– Недоверие к отечественным маркам, конечно, ещё присутствует. В первую очередь оно обусловлено психологическими проблемами: мы привыкли думать, что иностранная одежда лучше, качественнее. Но и у нас постепенно появляется свой покупатель. Как правило, у нас одеваются люди с более широкими взглядами, более свободной ментальности – главное, чтобы было удобно, качественно сшито и хорошо сидело.
Несмотря на огромное количество иностранных брендов на российском рынке, у нас есть преимущества. Во-первых, широкий размерный ряд. Это большой плюс, так как многие российские женщины не могут подобрать себе одежду из-за отсутствия больших размеров: если 48-й ещё можно найти, то больше – почти нереально. Ещё важный момент – мы закладываем в лекала стандарты среднестатистической российской женщины. Вы, наверное, замечали, что одежда одних и тех же размеров разных марок сидит на фигуре неодинаково? Например, одежда многих азиатских производителей часто бывает коротковатой и узковатой – и приходится брать на размер-другой больше. Мы учитываем то, что российская женщина чуть полнее, чем европейская, у неё больше грудь, полнота руки. В этом наш плюс: с одной стороны, мы стремимся, чтобы в коллекциях присутствовали европейское качество и шик, с другой – у нас работают российские дизайнеры, знающие особенности рынка.

– Существуют ли ещё какие-то специфические особенности российского рынка кроме размера?
– Как-то мы сделали коллекцию, где были пальто овальной формы. Мне нравятся пальто такой формы, к тому же она тогда была очень актуальна. Но в торговом зале эти модели предлагали в комплекте с поясом. То есть в более привычном, сглаженном варианте, чтобы у покупательниц была возможность приталить вещь. У нас многие боятся непривычных форм и любят, чтобы одежда была «ближе к телу», сидела по фигуре. Наши женщины считают, что таким образом они выглядят стройнее, ближе к классическим пропорциям, им так спокойнее.
Или взять цвет. Сколько бы ни говорили, что российские женщины любят всё яркое, фаворитом всё равно остаётся чёрный. Возможно, это обусловлено нашими климатическими условиями: чёрное практичнее, удобнее, особенно когда на улице холод и слякоть. Но мы стараемся использовать не просто чёрный, а сложные тёмные оттенки: тёмно-фиолетовый, графит, чёрный с примесью антрацитового.

Культура одежды

– Правда, что российские марки нередко копируют западных производителей?
– Даже если бы хотели копировать, на то нет промышленной базы: ведь чтобы что-то подсмотреть и быстро это растиражировать, надо обладать ресурсами. Их отсутствие – главная проблема российских производителей: невозможно быстро реализовывать свои идеи. Допустим, российский дизайнер уловил какой-то тренд и понимает, что в следующем сезоне тот будет самым актуальным, но не факт, что он успеет воплотить свою задумку: то одного нет, то другого. У наших дизайнеров нет возможности быть своевременными. С другой стороны, вещи отечественных производителей по-своему уникальны.

– Тем не менее на наших улицах куда реже, чем, например, в Европе, попадаются люди, о которых можно сказать «одеты со вкусом».
– Европейских женщин отличает от наших внимание к аксессуарам. Они придают им особое значение и используют в больших количествах. Идёт по улице француженка – на ней обязательно и платочек, и ремешок, и подобранный по стилю браслет. Эта способность складывать из разных деталей цельный образ встречается там повсеместно: видимо, это и есть то, что называется культурой одежды.


Нелли Уварова, актриса:
– Лена старше меня на четыре с половиной года. Несмотря на разницу в возрасте, в детстве мы были очень дружны. Поэтому неудивительно, что именно я стала её первой моделью. Прекрасно помню тот голубой сарафан с васильками – Лена сшила его своими руками по собственным эскизам. Он мне так понравился, что я пошла на преступление – надела сарафан в школу, несмотря на строжайший запрет носить что-либо кроме формы. Меня вызвали к директору, отчитали, но я была счастлива: теперь вся школа знала о таланте моей сестры. Это был её первый успех.
Сегодня я с гордостью говорю: Елена Уварова – мой любимый дизайнер. И мне приятно, что даже в столице моды Париже мне часто приходится отвечать на восхищённый вопрос: «Кто вас одевает?» Её одежда вне времени. Она в прямом смысле стильна, поскольку мода – это нечто сезонное, мимолётное, а стиль вечен.

Ирина Низина, актриса:
– Одежда дизайнера Елены Уваровой заряжает энергией и желанием придумывать, изобретать, пробуждает творческий импульс. Я знаю об этом очень давно – с тех самых пор, как познакомилась с Еленой. Случилось это задолго до того, как она стала известной. Но я уже тогда начала носить одежду, придуманную Леной, и ношу до сих пор.
В дизайнерской манере Уваровой меня подкупает прежде всего оптимизм – она умудряется даже серые вещи сделать жизнеутверждающими. Стиль Елены Уваровой сочетает в себе мягкость и нежность, графичность и силу. В её моделях всегда есть мысль, и эта мысль мне очень близка.


Редакция благодарит Российский академический молодёжный театр за помощь в проведении съёмки.

Текст: Арина Немцова
Фото: Анна Мелихова, Александр Деркач

Журнал «Всегда женщина» №4(14), 2010 г.

Copyright © nizina-irina.narod.ru.

Сайт создан в системе uCoz