Интервью, статьи
Ссылки:
«Майор»
|
Ирина Низина: «Майор» – «Возврата просто нет, ты очень сильно повязан»
Ирина Низина — пожалуй, главное открытие прошедшего в июне «Кинотавра». Актриса РАМТа, регулярно снимающаяся в телесериалах («Бешеная», «Гражданка начальница», «Светофор»), на большом экране до этого появлялась крайне редко. Но теперь, после фильма Юрия Быкова «Майор», не запомнить её невозможно – как ни много хороших актрис, но столь мощно решённые образы в нашем кино всё-таки большая редкость. Поэтому мы не стали упускать представившейся возможности и задали исполнительнице роли потерявшей ребёнка матери несколько вопросов – и об «актёрской кухне», и о том, как принимали «Майора» на Каннском кинофестивале.
— Атмосфера «Майора» такова, что зритель погружается в эту историю полностью и бесповоротно. Но события фильма таковы, что ты уже психологически не в силах поверить: неужто может доходить до такого?!!
— Может, да. Конечно, Юра говорит, что история вымышленная, что он её придумал. Но я знакома с такого рода историями — когда всё шло до самого до конца, безнадёга, выхода нет. Может, не такой ряд событий, но подобное происходило. Можно очень много аналогий привести в жизни, где пусть не будет смертей физических, но будет та же череда предательств, беззаконий, всего. Это есть, я с этим сталкивалась. Вот вы не сталкивались, вы говорите: «В это не верится», — а вот поставь любого в схожую ситуацию, то даже самый хороший человек способен на многое. Ради того, чтобы выжить самому или спасти своих близких, он может очень многих предать, очень многих убить.
— А вы, как актриса, сыгравшая в таком фильме, могли бы что-то посоветовать людям, которые могут оказаться на месте вашей героини?
— Честно говоря, не знаю, что посоветовать... Мы можем увидеть в фильме, как это бывает, но как вести себя в такой ситуации... Я бы лично, мне кажется, всех бы «порвала» – и потом меня бы посадили... Моя героиня другая, наверное. Но вот когда ей в финале говорят: «А ты что бы сделала, если бы это твой муж ребёнка сбил?..» — она отводит глаза, признавая, что каждый способен перейти границу. В зависимости от того, на какой стороне находится. Никто не застрахован.
— Вот для меня это главный вывод картины: мы в любой момент можем оказаться в аналогичной ситуации.
— Панацеи никакой нет, лекарства не найдёте. Можно лишь пытаться ограждать себя от всяких ситуаций, быть аккуратным к людям... Но и то – кирпич может упасть на голову, или машина может сбить... Я вот общалась с молодым парнем, который хочет стать полицейским и даже поступил в соответствующий вуз. Я его спрашиваю: «Зачем ты это делаешь, ты что, не понимаешь?..» А он говорит: «Да я хочу мир сделать лучше». Я была очень удивлена – ведь он единственный такой. Все остальные, с кем я говорила на тему полиции (а говорить приходилось, потому как сама играла, например, оперуполномоченного в «Бешеной»), все говорят: если ты попадаешь во власть – возврата нет. Возврата просто нет, ты очень сильно повязан. И этот парень, который сейчас с наивностью смотрит в светлое будущее, скоро это поймёт: попадая в эту структуру, вернуться невозможно. И я сама, если честно, не верю ни в светлое будущее, ни в светлые мотивы милиционеров, вообще всех власть имущих...
— А как вам с актёрской точки зрения далось погружение в такую трагическую, чудовищную ситуацию?
— Вы знаете, я в принципе не совсем согласна с тем, что актёры должны полностью «погружаться». Это безумие, когда ты «погружаешься». Но неправильно и то, когда ты совсем никак к происходящему не относишься. Актёр – это человек на грани. Скорее, ты не погружаешься в образ, но внутри себя смотришь на него со стороны. Естественно, когда я читаю сценарий, я сопереживаю героине, у меня рождаются свои личные какие-то боли, я вношу их в написанное. И из этого соития написанного в сценарии и моего к нему отношения получается персонаж. Когда ты снимаешься, ты играешь, сопереживая герою. Но потом, когда кадр заканчивается, ты не можешь полностью оставаться в этом, ты всё равно отстраняешься и начинаешь шутить на другие темы. Потому что надо отойти от этого, чтобы тебя не «затащило», иначе это будет не очень правильно. Если погружение полное, бесповоротное, это может, мне кажется, создать ложное ощущение. Так что для меня нет полного «погружения». Точнее будет, когда актёр сопереживает персонажу и смотрит на него со стороны, — тогда уже у зрителя возникает какое-то погружение.
Я вот сама увидела картину в первый раз в Каннах, и меня реально поразили работы моих партнёров. И Дениса Шведова – мы с ним уже лет пять-семь в одном театре играем, и ранее я не видела в нём таких эмоциональных проявлений, как здесь! Поэтому мне было очень приятно видеть, как он растёт актёрски. И Юрия Быкова — на площадке мне казалось, что он больше не актёр, а режиссёр, но в фильме я ему безоговорочно поверила, всем внутренним мотивам его персонажа, он очень структурировано выстроил свою роль. На экране они оба на меня, как на зрителя, очень сильно подействовали, я на их сценах даже всплакнула.
— Кстати, как принимали фильм на Каннском кинофестивале?
— Честно говоря, я, пережившая на фильме довольно сильные эмоции, не поняла, почему люди на первом показе как-то едва-едва похлопали и сразу убежали. Хотя мне и сказали, что это нормально... Но некоторые даже плакали. Во время сеанса я слышала реакцию сидевшей позади меня женщины на каждый сюжетный поворот — фильм ведь очень насыщен событиями, и она всё время так вздыхала!.. Второй показ, как мне показалось, прошёл лучше и эмоциональнее – были и аплодисменты, и люди потом к нам подходили. А вот на третьем показе я не была, но именно там, как ребята говорят, приём был очень хороший – они даже вынуждены были опоздать на церемонию закрытия программы: их просто не отпускали зрители.
И вот это самое главное для меня — когда люди подходят и что-то говорят, и тогда я вижу в их глазах, что фильм их тронул. Мне правда хочется, чтобы кого-то это затронуло. Искусство для того и делается, кино для того и снимается: я хочу тебе рассказать об этом, послушай! Как ты на это отреагируешь?! Я хочу, чтобы ты стал лучше, чтобы ты задумался! Потому что иногда так и хочется сказать людям: хватит отдыхать мозгом! Посмотрите – и может быть, вы станете немного лучше относиться к ближним. Это важно — чтобы души людей что-то затронуло, чтобы они подумали, чтобы стали цельнее, чище, как-то лучше. Это важно.
— Вы знаете, по поводу аплодисментов – это моё личное ощущение, но вот у меня после фильма просто не было сил хлопать. Финал такой, что руки никак не складываются в хлопки. Это не тот случай: после увиденного овации невозможны. Сама картина, безусловно, заслуживает высших похвал, но рассказанное вызывает в первую очередь оторопь. Но такое кино, конечно, должно существовать – как вызов существующему положению дел, как предупреждение. И потому хочется пожелать и вам, и вообще всем нам, чтобы мы никогда даже близко в такой ситуации не оказались...
Максим Марков Фото – Наталья Коротенко/Ridus.ru
Ридус, 19.08.2013 г.
|