Рецензии на спектакли

Интервью, статьи


Ссылки:
«Роман с кокаином»


Аноним, как и было сказано


Самое интригующее в новой работе Молодежного театра – это, конечно, сам роман, судьба которого весьма необычна. В начале 30-х годов прошлого века в редакцию парижского эмигрантского журнала "Числа" пришел из Константинополя большой пакет с рукописью. Имя автора – М. Агеев – никому ничего не говорило, но интереснейшее сочинение его было принято к публикации, а чуть позже вышло отдельной книгой в парижском Издательстве Молодых Писателей под названием "Роман с кокаином". Книга не осталась незамеченной, но автор так больше и не появился на литературном горизонте. По прихоти судьбы "Роман с кокаином" через полвека вернулся из небытия стараниями западных славистов. Его перевели на французский, английский, итальянский языки, и он снова наделал немало шуму, став вскоре международным бестселлером. Тут-то и возник главный вопрос: кто такой этот никому не известный М. Агеев?
Версий по этому поводу, как в детективе, выдвигалось много, но верного ответа так и нет. Известный литературовед Никита Струве упрямо доказывал, что Агеев – это Владимир Набоков, вдова Набокова категорически протестовала. Другие исследователи предполагали, что под псевдонимом М. Агеев скрывался некий Марк Леви, умерший в Константинополе в 1936 году. В России "Роман с кокаином" вышел в перестроечные годы вместе с массой других задержанных в свое время цензурой сочинений и был замечен немногими. Во всяком случае среди сотни зрителей, собравшихся в малом зале РАМТа, хорошо если трое знали, о чем пойдет речь.

Еще в 30-е годы, отзываясь на первую публикацию, Дмитрий Мережковский сравнил "Роман с кокаином", с одной стороны, с Буниным, с другой – с Сириным (то есть с Набоковым, писавшим под этим псевдонимом). Но в конце концов призвал забыть обоих и вспомнить о Достоевском. Потому что герой Агеева – сначала гимназист, потом студент Вадим Масленников – самый настоящий "подпольный" человек. "Роман с кокаином" – жутковатая исповедь раздвоенного человека, чьи тело и душа живут по разным законам, человека гадкого и наивного, мечтающего о добре и разрушающего все вокруг себя, погибающего не столько от кокаина, сколько от этой раздвоенности. Представить "Роман с кокаином" на сцене трудно хотя бы потому, что в нем практически нет действия, один только захлебывающийся крик души. Но режиссер Олег Рыбкин, автор пьесы Наталья Скороход, а вслед за ними и актеры Молодежного театра отважились.

Вот и не знаешь, что сказать об этом спектакле, где талантливый режиссер и хорошие актеры пытаются сделать невозможное. Их попытка любовно представить понравившийся роман невольно обернулась его разрушением. Потому что исповедь, превращенная в диалог, начинает отдавать кокетством, искренность подвергается сомнению, а смысл, и без того непрозрачный, при этом решительно ускользает. В конце романа, например, после смерти Масленникова на его груди были найдены мешочек с царскими монетами и рукопись, на первой странице которой нацарапаны два слова: "Буркевиц отказал". В спектакле смерть эффектно перенесли в начало, Буркевиц (одноклассник Масленникова, ставший в 1919-м большим начальником) рыдает над трупом своего товарища, а когда часа через два в скомканной фразе всплывает вдруг этот отказ, мало кто понимает, что там случилось на самом деле.

Вот говорят, для театра нет ничего невозможного. Обладая талантом, все можно разыграть, даже телефонную книгу. В "Романе с кокаином" есть отлично придуманные сцены, хорошо сыгранные роли, а взять его приступом не получилось. Он так и остался загадкой, заданной человечеству неким господином Агеевым, пожелавшим остаться неизвестным.


Марина Зайонц
Итоги, №40(434), 04.10.2004 г.

Copyright © nizina-irina.narod.ru.

Сайт создан в системе uCoz