Рецензии на спектакли

Интервью, статьи


Ссылки:
«Роман с кокаином»


«Роман с кокаином»


«Роман с кокаином» Михаила Агеева посвящен одному из самых болезненных периодов российской истории: Первой мировой войне, предреволюционной горячке 10-х годов XX века.
В одноименной постановке РАМТа акцент сделан не на эпоху. Драматург Наталья Скороход и режиссер Олег Рыбкин выделили из структуры романа трагическую судьбу Вадима Масленникова (С. Морозов). Постепенная деградация этого в общем-то неплохого человека, его духовная, а затем и физическая гибель происходят вне времени и пространства. Лишь изредка коммунист Буркевиц (А. Гришин), да сообщения о еврейских погромах напоминают о стремительном потоке истории. Детальное описание текущего момента, наверное, было бы в спектакле лишним. О судьбе главного героя мы узнаем из дневника – зеркала его внутреннего мира, в котором дружба, любовь и ставший жизненно необходимым кокаин не оставили места для революций и войн.

В «Романе с кокаином» О. Рыбкин воспользовался большинством приемов, имеющихся в арсенале современного режиссера. Тут есть и символичность предельно простых декораций, и передача героям авторского текста, и разрушение «четвертой стены». Главная находка Рыбкина, придающая спектаклю необычный колорит, – непоследовательность, скачкообразность повествования. Во-первых, действие начинается с события, на котором должно бы закончиться, – со смерти героя. Во-вторых, описанная в дневнике история жизни Вадима предстает в виде коротких картин-эпизодов, выхваченных из окружившей героя темноты. В их непрерывной смене явь перемешивается с кошмарным сном, прошлое с настоящим. Персонажи не всегда ориентируются в этом беспорядочном мире. Так, Буркевиц, только что оплакивавший умершего друга, вдруг переносится в свою юность, оказывается на уроке немецкого в московской гимназии. Переход слишком стремителен, и герой несколько секунд стоит, окидывая однокашников отсутствующим взглядом.

Своеобразным гидом в этом море воспоминаний становится для зрителей главврач (А. Устюгов). Он переходит из эпизода в эпизод, выслушивает сбивчивые исповеди героев, стараясь понять, что заставило его пациента Вадима принять смертельную дозу кокаина. С его помощью разрозненные сюжетные кусочки складываются в пугающе четкую картину скольжения по наклонной плоскости, постепенного убывания человеческого в человеке. За каждым духовным взлетом главного героя следует падение. Этот страшный путь пролегает от гимназических шалостей и первого предательства чужого чувства через разрыв с горячо любимой женщиной, потерю друзей, самоубийство матери к смертельному блаженству наркотического опьянения – последнему доступному герою счастью.


Татьяна Рытькина
Досуг и развлечения, 21.10.2004 г.

Copyright © nizina-irina.narod.ru.

Сайт создан в системе uCoz