Рецензии на спектакли

Интервью, статьи


Ссылки:
«Роман с кокаином»


Обнищание чувств


Когда, несколько лет назад, Олег Рыбкин ставил в Омской Драме "Приглашение на казнь" В.В.Набокова, он перенес действие романа в цирк, зрители сидели вокруг манежа, в котором клоуны (надзиратель тюрьмы, палач) терзали главного героя Цинцинната. В новом спектакле Рыбкина в Российском Академическом Молодежном Театре действие "Романа с кокаином" М.Агеева (автор пьесы Наталья Скороход) развивается в больничном коридоре, что вполне оправданно (впервые в 30-е годы прошлого века "Роман" вышел в Париже с подзаголовком "По запискам больного"). Вместе с соавтором, художником Юрием Гальпериным, режиссер перекраивает малую сцену РАМТа, сокращая ее пространство. Часть зала скрыта за белым занавесом и долго интригует публику, разместившуюся на двух рядах стульев перед узкой игровой полосой.
Белый цвет превалирует, это цвет больничных простыней и халатов, цвет снега и кокаина. Персонажи спектакля стремительно появляются из двух белых дверей, ведущих то на морозную московскую улицу, то в квартиру героя. Роман рассказывается с конца, с его последней страницы, с констатации смерти Вадима Масленникова (Степан Морозов) Главврачом госпиталя (Александр Устюгов). Диагноз: острое отравление кокаином, несомненно умышленное.

"Записки покойника" написаны от первого лица, перевести эту прозу с ее плотной литературной фактурой (не зря ведь авторство "Романа с кокаином" приписывали Набокову) на язык театра очень сложно. Отсюда прием расследования, которое ведут после смерти героя Главврач и Соня (Ирина Низина) – возлюбленная Вадима. Действие романа пускают вспять (так и хочется написать вскачь). Большинство персонажей (и исполнителей) молоды, и малое пространство вибрирует от молодой энергии. Молодость героев "Романа с кокаином" пришлась на переломное, апокалиптическое время – Первая мировая война, две революции, и хотя режиссер и художник менее всего озабочены дотошной верностью приметам исторического момента, они улавливают вместе с артистами главное – лихорадочный, опьяняющий и, одновременно, леденящий воздух эпохи.
Впрочем, детали здесь найдены очень точно и метафорично. В начале романа герой – гимназист. В левом углу сцены стоит гимнастический конь – эдакий кентавр с черепом, шейными позвонками и когтистыми лапами ящера (нечто среднее между наглядным пособием и музейным экспонатом). Движется по сцене "поезд" из медных детских ванночек, в них весело едут бесшабашные гимназисты (эти же ванночки вывозят трупы из прозекторской). Во втором акте кокаинисты сгрудились у странного агрегата, напоминающего то ли медицинский, то ли школьный прибор для изучения каких-то таинственных явлений. Таинственность книги связана не только с тем, что автор так и остался анонимом. Сам роман пронизан тайной, разгадывать которую чрезвычайно интересно.

Дмитрий Мережковский, прочтя Агеева, прозорливо предлагал "вспомнить Достоевского – только Достоевского тридцатых годов нашего века". Эти "записки больного" сродни "запискам из подполья". Чем ни Достоевский сюжет – история с Зиночкой (Ульяна Урванцева) – забавным, восторженным существом в белой детской шапочке, несущемся навстречу счастью? На память о первом преступлении (Вадим заразил девочку сифилисом) герой хранит мешочек с Зиночкины серебряными пятачками. "Он как хлыст по моему подлому сердцу", – размышляет герой, смолоду страдающий раздвоением личности. Плохому хорошему человеку предстоят испытания и ни одного из них он не выдержит с честью. Одно из самых главных испытаний – испытание любовью.
Соня Ирины Низиной бесстрашно борется за душу героя. Раз встретив Вадима, она предпринимает героические усилия, чтобы его найти, и в конце концов находит, благодаря помощи швейцара гимназии (кстати, похожие поиски пытались, но безуспешно предпринять литературоведы, вчитываясь в списки выпускников Клеймановской гимназии и юридического факультета Московского факультета, чтобы отыскать имя автора "Романа с кокаином" – ведь книга, безусловно, автобиографическая). Роман с Соней – ключевой момент книги и спектакля. Не только поворот сюжета, но откровеннейший и полный тонких психологических нюансов взгляд на отношения полов. Ирина Низина в спектакле – воплощение женственности, душевного изящества.
Но Вадим Степана Морозова неспособен примирить в себе зверя и человека, чувственность и духовность. Попросту говоря, неспособен на любовь. И Соня пишет ему прощальное письмо-диагноз: "Твое отношение ко мне – это какое-то беспрерывное падение, какое-то стремительное обнищание чувств".

Беспрерывное падение – и отношения Вадима с Матерью (Наталья Платонова) и со старой Няней (Ольга Лысак). Герой стыдится своего дома, честной бедности, единственного места, где его обожают и жалеют, считают бедным мальчиком. Жалкая, подгибающаяся под грузом нищеты, Мать Натальи Платоновой прозревает поздно, только тогда, когда обнаруживает пропажу самой дорогой для нее вещи – броши, подаренной ей мужем, погибшим в Японскую войну. "Вор!" – едва шевельнув губами, сказала мать. Актриса играет эту сцену сдержанно и горестно, мы понимаем, что уходит ее героиня навсегда, жить, зная, что твой сын – вор, дальше невозможно.

Название первой части романа и его последние слова: "Буркевиц отказал". В чем отказал? В доверии и дружбе. Буркевец (Александр Гришин) – однокашник Вадима и его протагонист. В начале спектакля Буркевец-гимназист, над которым смеется весь класс. Но в отличие от Вадима, стыдящегося своей бедности, собственной матери, готового на все, лишь бы получить кредит у обеспеченных одноклассников, он обладает «великолепным презрением», – побеждает обстоятельства, становится первым учеником. Буркевец выделяет Вадима из одноклассников, пока не убеждается в его предательстве. Испытание дружбой Масленников также не выдерживает. Фигура Буркевца и в романе, и в спектакле выглядит весомо, но не случайно сильный человек – будущий чекист. Автор не обольщается и на его счет.
Вторая часть романа называется "Кокаин". Приобщение Вадима к "понюхону" обставлено как священнодействие. Дальнейшее – непрекращающаяся галлюцинация главного героя, видящего себя то профессором на кафедре, то на собственном венчании. Доза увеличивается, эйфория сменяется депрессией и вот уже за белыми занавесками, ограничивавшими пространство сцены, возникают черные двери в никуда, страшная, зияющая чернота.

Премьера РАМТа, несмотря на напряженный и трагический сюжет, не подавляет. За мрачной и безысходной историей, рассказанной театром, отчетливо проступает трезвое, современное отношение и к роману, и к кокаину. Спектакль далек от назидания, но в остатке – мысль об ответственности самого (и каждого) человека за свою судьбу и судьбу окружающих его людей. Разумеется, здесь нет ничего, похожего на акцию против наркотиков, однако опасность ухода в "другую реальность" показана жестко и определенно. И, что немаловажно, художественно.
Бросается в глаза увлеченность команды, сплоченной режиссером. Молодые рамтовцы радуют отличной профессиональной формой, они чутко существуют в сложном рисунке и ритме спектакля. Добавим, что молодежь играет в "Романе" по несколько ролей, и каждая осмысленна, сделана отточено и пластично. Стиль спектакля хорошо чувствует и старшее поколение (отметим работы Юрия Лученко и Натальи Платоновой).

"Маленькая сцена" РАМТа – не только "площадка молодняка", где начинающие режиссеры делают первые шаги. Сегодня она становится мастерской-лабораторией, осваивающей новую драматургию (в прошлом сезоне Александр Назаров впервые явил российской публике пьесу Жак-Люка Лагарса. "Правила поведения в приличном обществе" стали важным событием в жизни театра и актрисы Нелли Уваровой). Олег Рыбкин, ученик Петра Фоменко (он выпускник легендарного актерско-режиссерского курса, ставшего театром) уже давно экспериментирует с малоизвестными, забытыми текстами. Многие из них, как "Ивонна, королева Бургундская" Витольда Гомбровича, "Время и комната" Бото Штрауса, "Президентши" Вернера Шваба, "Сила привычки" Томаса Бернхарда, "Метафизика двухглавого теленка" Станислава Виткевича, он поставил впервые на русской сцене. Дело, однако, не только в самих названиях. Олег Рыбкин и труппа театра, без сомнения, понравились друг другу. Поиск близких по духу, культурных, интеллигентных режиссеров – важная забота художественного руководителя РАМТа Алексея Бородина. "Роман с кокаином" – верный и оправданный следующий шаг в выбранном им направлении.


Екатерина Дмитриевская
Экран и сцена, 01.10.04 г.

Copyright © nizina-irina.narod.ru.

Сайт создан в системе uCoz