Рецензии на спектакли

Интервью, статьи


Ссылки:
«Роман с кокаином»


Сколько в граммах?


На малой сцене Российского молодежного театра сыграли «Роман с кокаином» – инсценировку эмигрантского романа 1930-х, авторство которого литературоведы выясняли больше полувека. В добросовестном спектакле Олега Рыбкина нехороший порошок ближе к финалу сыплют буквально ведрами, но в отличие от книги наркотическим воздействием премьерная постановка не обладает.

«Роман с кокаином» знаменит не только детективной интригой вокруг псевдонима «М. Агеев». Его автором не случайно одно время считали Набокова: роман написан великолепным русским языком, лишенным, впрочем, набоковского лоска, заметно более шершавым и неотполированным. Метафоры, заставляющие восхищенно замирать («внимание, как вода на промокашке, захватывало его лицо»), рассыпаны по тексту, горячечная интонация которого напоминает ранние вещи Достоевского – и сходство это было, конечно, подмечено еще первыми рецензентами «Кокаина». Очень важно вспомнить и жанр, в котором написан роман М. Агеева (Марка Леви): эти «записки больного» (как значится в авторском подзаголовке) не что иное, как исповедь, и даже, пожалуй, «исповедь сына века».

Вадим Масленников, герой и рассказчик «Романа с кокаином», заканчивает гимназию в 1916 г. А в январский мороз 1919-го его в бредовом состоянии доставляют в госпиталь, где через сутки он умирает от острого отравления кокаином, роман с которым составляет, собственно, только финальную треть книги и являет, в общем, всего лишь последние ступеньки падения героя. В первой части Вадим вспоминает гимназию, во второй – свою первую настоящую любовь; сквозной сюжет этих глав – описанные со всей возможной откровенностью подробности душевной жизни человека, вполне осознающего мерзость своих поступков и не находящего ни сил, ни даже причин их не совершать.

Здесь самое время вспомнить, что как раз из-за пристрастия к сложным и малознакомым публике текстам режиссер Олег Рыбкин был вынужден уйти из новосибирского театра «Красный факел», которым руководил несколько лет. История эта тем обидней, что сами по себе рыбкинские спектакли излишней сложностью совсем не грешат. В новом «Романе с кокаином», переписанном для театра драматургом Натальей Скороход, сбивчивый монолог, разумеется, аккуратно нашинкован на реплики, равномерно распределенные между персонажами, а в действие постоянно вмешивается врач, читающий записки покойника-кокаиниста, который уже в самом начале спектакля въезжает на сцену вперед ногами. Вместе с врачом (Александр Устюгов) над Вадимом хлопочет когда-то влюбленная в него Соня (Ирина Низина) и громко рыдает его бывший одноклассник, а теперь облеченный властью большевик Буркевиц (Александр Гришин). Кроме того, в постановке Олега Рыбкина есть масса занятных предметов, начиная от гибрида гимнастического коня с условно конским скелетом и заканчивая конструкцией, напоминающей разом кофейный столик и швейную машинку – за этой машинкой, к слову, персонажи и нюхают кокаин. К этим забавным устройствам прилагаются энергичные усилия исполнителей (среди которых необходимо отметить играющего главную роль Степана Морозова), но при всем том сценический «Роман с кокаином» обидным образом похож на прилежное школьное сочинение, автор которого долго и старательно штудировал литературный текст, но так и не заметил в нем самой первой и, может быть, самой главной фразы: «Буркевиц отказал».


Олег Зинцов
Ведомости, №177(1217), 29.09.2004 г.

Copyright © nizina-irina.narod.ru.

Сайт создан в системе uCoz