Рецензии на спектакли

Интервью, статьи


Ссылки:
«Самоубийца»


Рукописи действительно не горят...

Почти одновременное – с точки зрения вечности – пришествие на столичную сцену в текущем сезоне сразу двух «Самоубийц» есть сближение странное, вынуждающее говорить не только о достоинствах и недостатках представлений на Театральной площади и Тверском бульваре. Тот потенциально «убийственный» выстрел дуплетом, что не задался в своё время с комедией Николая Эрдмана у Станиславского с Мейерхольдом, 70 с лишком лет спустя отозвался в постановках Романа Козака в Пушкинском и Вениамина Смехова в РАМТе то ли шумным звуком хлопушки, то ли громко разряженным холостым зарядом... Так или иначе, попытка анализа этих спектаклей неминуемо уводит нас в прошлое.

Автор этой комедии никогда не видел её на сцене. Он не дождался и её издания. Пьеса читалась в 1930 году во МХАТе и, по воспоминаниям П.А. Маркова, получила одобрение. Но именно в это время начались неприятности с другой комедией Эрдмана «Мандат», поставленной Вс. Мейерхольдом в его театре...
Прошло более полувека, прежде чем «Самоубийца» смог появиться на сцене Театра Сатиры. Эрдмана, к сожалению, уже не было в живых. Но Валентин Плучек, давно мечтавший поставить «Самоубийцу», привлёк в союзники Сергея Михалкова, который согласился сделать литературную обработку текста, а главное – прикрыть своим благонадёжным именем «сомнительную» репутацию опального автора. Спектакль разрешили, однако через какое-то время опомнились и снова наложили запрет. Только в 1986 году, с началом перестройки, «Самоубийца» вернулся в Сатиру. Затем были и другие попытки. Известно, что потребность театров в хороших комедиях постоянно превышает их предложение.

РАМТ, родившийся из ЦДТ, не забывая о детях, всё чаще обращается к молодёжи и юношеству. И не только в дни, когда приглашает зрителей на встречу с произведениями классиков. Вряд ли Николай Робертович Эрдман мог предположить, что «Самоубийца» заинтересует Молодёжный театр. Согласитесь, сам по себе суицид не такая уж актуальная проблема для данной аудитории. Но театр и не заостряет внимание на основной сюжетной ситуации пьесы, рассматривая её скорее лишь как повод для создания сатирического спектакля, произрастающего не столько из бытовой комедии, сколько из драматургии абсурда. Впрочем, в нынешнем мире разграничение это весьма условно – до того переплелись реалии жизни с самыми невероятными преувеличениями и фантасмагориями. Этим-то и воспользовались создатели спектакля в РАМТе, и прежде всего режиссёр-постановщик Вениамин Смехов. В его представлении воедино сплелись приметы времени, в которое писалась пьеса, с обязательными парадами, маршами, дежурными улыбками и заботами о… ливерной колбасе, с чувством постоянного страха и непомерными претензиями, подталкивающими главного героя комедии Подсекальникова к самоубийству в знак протеста против… здесь возможны варианты, о которых сам Семён Семёнович вряд ли догадывается...

Темп и ритм спектакля до того стремительны, будто все участники боятся куда-то опоздать. В спектакле нет не только что пустот, но и пауз. Эпизод наступает на эпизод. И всё это делается легко, без видимого напряжения, а главное – с удовольствием. Актёры не стремятся к полному перевоплощению. Напротив, они оставляют небольшую дистанцию между собой и образом, будь то Алексей Розин – Подсекальников, Ирина Низина – Мария Лукьяновна, Нина Дворжецкая – Серафима Ильинична, Степан Морозов – Калабушкин, Елена Галибина – Маргарита Ивановна, Вячеслав Гришечкин – Аристарх Доминикович (в другом составе эту роль играет замечательный Евгений Редько), Олег Скляров – Пугачёв, Виктор Цымбал – Виктор Викторович, которым достались завидные роли, или Дарья Семёнова и Анна Ковалёва, лишь сопровождающие многие эпизоды в образах Тика и Така.

Пустозвонство, алчность, глупость, похотливость, неоправданные амбиции, ревность, трусость, прикрытие ветошного мещанства поданы с явным преувеличением, однако всегда оправданы изнутри. При этом следует отметить, что никто из актёров и не пытается затормозить действие, чтобы привлечь к себе особое внимание. Напротив, радует ощущение командного существования, где каждый отвечает не только за себя, но и за спектакль в целом. Играется комедия. Это обстоятельство создаёт ряд соблазнов для всех участников. Тем большая цена сдержанности и настоящей серьёзности, которые, как известно, ничуть не противопоказаны комедии. Напротив, они ещё больше подчёркивают абсурдность ситуации, увы, ничуть не утратившей своей актуальности в наши дни.
«Самоубийца» в РАМТе лишний раз подтверждает, что рукописи и в самом деле не горят!..


Борис Поюровский
Литературная газета, №20(6071) 24–30.05.2006 г.

Copyright © nizina-irina.narod.ru.

Сайт создан в системе uCoz