Рецензии на спектакли

Интервью, статьи


Ссылки:
«Самоубийца»


Сила доверия

Знаменитого «Самоубийцу» Николая Эрдмана привыкли ставить как едкую бытовую сатиру на обывателей времен нэпа. И только в РАМТе пьеса прозвучала как написанная белыми стихами поэма о жизни и смерти.

«Эх, надо было конспектировать! Столько хохм, что и не упомнишь...» – причитала зрительница, выходя после спектакля Молодежного театра «Самоубийца». Так и подмывало посоветовать: «Не надо конспектировать. Николай Эрдман для вас уже давным-давно все законспектировал. Возьмите пьесу, там найдете все хохмы – одна к одной». Но зрительницу тоже можно понять. Текст, написанный еще до войны, о том, что частному человеку нет никакой возможности жить своей жизнью в эпоху революционных перемен, звучал со сцены так свежо и остро, будто актеры, захваченные единым ритмом, импровизировали на злобу дня.

Возможно, секрет в том, что ритм и мелодику пьесы актеры получили почти из первоисточника. Вениамин Смехов, поставивший «Самоубийцу» в РАМТе, был знаком с Эрдманом, работал с ним в театре на Таганке и слышал авторское чтение. Смехов сумел убедить исполнителей довериться слову, почувствовать его поэтическую природу, которая вовсе не осложнит им роль, а, наоборот, поможет понять и передать суть каждого персонажа. Слово придало форму этому живому и веселому спектаклю.

Режиссер, правда, не удержался от некоторых лобовых приемов. Начал действие с показа на белом простынном экране бравурных кадров советского физкультурно-парадного официоза для того, чтобы лишний раз подчеркнуть его контраст с частной жизнью рядового безработного Подсекальникова, которому явно не до маршей. С той же целью разместил комнаты коммуналки прямо между колонн знакомого портала Выставки достижений народного хозяйства (сценография Станислава Морозова). Между сценами вставил интермедии, пародирующие примитивную пролеткультовскую агитацию. Они сыграны мило, но однообразно и уж очень затягивают действие. Однако эти вторичные приемы постепенно перестаешь замечать. Поэтический поток увлекает за собой. И уже трудно отвести взгляд от молодого Подсекальникова, впервые задумавшегося о том, что происходит в последний миг между жизнью и смертью. Алексей Розин с удивительным артистизмом передает нарастающее волнение своего героя, который каждым следующим пассажем доморощенной философии пытается отдалить собственно выстрел. А как неотразимо витийствует защитник прав интеллигенции Аристарх Доменикович, блестяще сыгранный Евгением Редько. Да в этом многолюдном спектакле вообще нет плохо сделанных ролей. Вот что значит уметь внимательно читать пьесу и верить автору, а не навязывать ему скоропалительные или модные интерпретации.


Елена Груева
Ваш Досуг, 05.05.2006 г.

Copyright © nizina-irina.narod.ru.

Сайт создан в системе uCoz