Рецензии на спектакли

Интервью, статьи


Ссылки:
«Самоубийца»


Убийственный «Самоубийца»

Поистине у «Самоубийцы» несчастливая сценическая судьба. В 30-х годах ее хотели ставить Станиславский и Мейерхольд, в 60-х годах ее запрещали ставить Любимову и Плучеку, и только в 80-х она появилась на подмостках Театра Сатиры. Блестящий комедиограф Николай Эрдман создал острейшее сатирическое произведение, целящее и против властей, и против марксизма, социализма, против вождей... Чего только стоят фразы: «Жизнь прекрасна. Я об этом в «Известиях» даже читал, но я думаю – будет опровержение»; «В смерти прошу никого не винить, кроме любимой советской власти»; «Я сейчас умираю. А кто виноват? Виноваты вожди, дорогие товарищи».

В этом сезоне к пьесе обратились уже дважды: первый раз в Театре Пушкина, а второй раз в РАМТе. В Российском Академическом молодежном театре постановку осуществил известный актер и режиссер Вениамин Смехов. В 1964 году он был одним из слушателей Николая Эрдмана, читавшего пьесу в Театре на Таганке. Смехов навсегда запомнил блестящее чтение автора и даже выпустил диск, где он сам читает «Самоубийцу». В 1990 году В. Смехов помогал Любимову при постановке пьесы в Театре на Таганке (спектакль быстро сошел), дважды поставил его в университетских театрах Америки и вот теперь в Молодежном...

Начинают спектакль придуманные режиссером персонажи, юноша и две девушки (Роман Степенский, Дарья Семенова и Анна Ковалева), марширующие на фоне кинохроники и кадров из фильма «Цирк». По ходу действия эти персонажи будут появляться и «шутить между шутками» на тему советской власти.

Сюжет «Самоубийцы» крайне прост. Иждивенец и лентяй Подсекальников (Алексей Розин) будит свою жену Машу (Ирина Низина) среди ночи и просит... ливерной колбасы. Вначале она сердится, но через несколько минут приносит поесть. Неожиданно муж исчезает, и жене кажется, что он ушел стреляться. Несколько нелепых ситуаций и... Подсекальников действительно решается стреляться. Он должен это сделать! Однако разные проходимцы уговаривают умереть героя не просто так, а за интеллигенцию, культуру, любовь, частную торговлю, религию. Подсекальникова практически пытаются заставить умереть, и тот от страха даже притворяется покойником, однако желание жить пересиливает, и он просит толпу оставить ему его маленькую мещанскую жизнь. А вот некто, ни разу не появившийся на сцене, но вдохновленный примером «героя», действительно стреляется.

Окружение Подсекальникова – персонажи плоские, и поэтому умелые актеры Молодежного театра (Вячеслав Гришечин, Елена Галибина, Нина Дворжецкая, Илья Исаев) легко создают ярких, хотя и банальных героев. А вот сам Подсекальников – противоречивый, неоднозначный персонаж, являющийся источником конфликта в пьесе, но Алексей Розин, ранее прекрасно зарекомендовавший себя, здесь смотрится неинтересно, невнятно, его желание застрелиться абсолютно немотивированно. Здесь постановщик продемонстрировал себя как разводящий мизансцены, и причина неудачи кроется в отсутствии режиссерского прочтения пьесы.
Одна из самых бросающихся в глаза особенностей игры актеров – монотонность интонации, которую Смехов передал, услышав ее от Эрдмана. Но то, что было смешно в устах рассказчика, становится нелепым на сцене.

Весь спектакль утопает в бытовых деталях (сценография Станислава Морозова, художник по костюмам Мария Данилова), актеры тщательно разыгрывают мещанскую жизнь конца 20-х годов, но весь этот «реализм» кажется абсолютно неуместным и абсурдным. Никогда еще не было удачных постановок этой пьесы, в то время как само произведение является замечательным. Противоречие это объясняется просто: режиссеры никогда не создавали спектакли по Николаю Эрдману. Постановка «Самоубийцы» как комедии нравов есть главная ошибка режиссера. За бытовизмом, уходом в будничность теряется гротесковый смысл пьесы. Николай Эрдман был в свое время имажинистом, другом С. Есенина и А. Мариенгофа, и для него воображение, фантазия, абсурд – истинные двигатели событий в «Самоубийце».

В конце спектакля возникает вопрос: зачем была осуществлена эта постановка? Чтобы рассмешить зрителя? Но есть гораздо более веселые комедии. Чтобы представить публике Эрдмана? Но театр не музей. Спектакль несет зрителю две идеи: власть плоха, интеллигенция ничтожна. В 1928 году такой спектакль стал бы революцией, но в 2006 году этим уже никого не удивить.


Ольга Вайншток
Театрал, 06.05.2006 г.

Copyright © nizina-irina.narod.ru.

Сайт создан в системе uCoz