Рецензии на спектакли

Интервью, статьи


Ссылки:
«Севильский цирюльник»


Оковы оперы пали

У пьесы "Севильский цирюльник" господина Бомарше есть вечная и удачливая соперница – "Женитьба Фигаро". Вместе с оперой Россини она самым успешным образом и с завидным постоянством оттесняет свою предшественницу. На фоне блестящего "Фигаро" "Цирюльник" выглядит и тускло, и бедно. Юная Розина проигрывает в изворотливости остроумной Сюзанне, воздыхающий Альмавива пока слишком юн и неиcкусен в интригах, да и Фигаро еще не так блестящ и велеречив. Судьба первой пьесы из трилогии Бомарше как-то не задалась на драматической сцене. Увидеть "Цирюльника" без сопровождения маэстро Россини со временем сделалось решительно невозможно.
Режиссер Сергей Алдонин – недавний выпускник мастерской Марка Захарова – вздумал освободить Фигаро из оперного плена. И место выбрал очень подходящее – Молодежный театр. Там все время кого-нибудь из плена вызволяют. То Герду, то Снегурочку, то воскрешают обериутов. Там в этом смысле место хорошее. Намоленное.

"Цирюльник" Сергея Алдонина начинается громко. Пусть тиха и темна севильская ночь и чуток слух зануды Бартоле (Сергей Серов) – парочка пушечных выстрелов не повредит. Еще не успел раскрыться занавес, как школа Марка Захарова, обещая зрелище праздничное и бодрое, не медля ни минуты, заявила о себе своими фирменными приемами – пальбой и карнавалом. Слуги дона Бартоле, один другого чуднее, остервенело сторожат дом. Альмавива (Алексей Мясников), вырядившись a la Сирано де Бержерак – черный плащ и длинный нос, – бродит под окном Розины с намерением, осуществить которое он все же опасается, петь серенады. А когда является взъерошенный, рассерженный Фигаро (Евгений Редько), то тишина и спокойствие окончательно прощаются со сценой РАМТа. Как говорит мудрый цирюльник: "Надо выбирать: или любовь без покоя, или покой без любви".

Сергей Алдонин предпочитает беспокойство. Комнатную, интерьерную пьесу он выносит на улицу. Там бродят смешные оркестранты во главе с безумным дирижером, украшая спектакль изящной феллиниевской цитатой. Разгуливают по Севилье разболтавшиеся слуги деспота и ревнивца Бартоле, который всю свою бдительность употребляет исключительно на то, чтобы стеречь пылкую Розину. Влезает и вылезает во все щели длинный и гибкий Фигаро. Как статуя Командора, расхаживает любитель звонких кошельков и пения дон Базилио (Юльен Балмусов). Трепещет неопытный Альмавива и учится изворачиваться бойкая Розина (Ирина Низина). Кутерьма устраивается изрядная. Как в детской в момент подушечного боя. В ней как-то незаметно растворяется легкая несуразность пьесы и стандартность интриги. Режиссер наполнил спектакль множеством комических реприз и зажигательных ритмов. То, как сверчки в ночи, возникнут кастаньеты, то все затеют петь "сурка", то зазвенит клавесин, то Базилио со знанием дела возгласит какую-нибудь мудрость в защиту Сальери, музыканта и коллеги, вроде: "Антонио не убивал Амадея!". Сергей Алдонин нашел то нужное равновесие, когда все придуманные шутки интересны детям (не забудем, что действие происходит в Молодежном театре) и приятны взрослым. Спектакль Алдонина можно смело рекомендовать в качестве рецепта от скуки вослед известному пушкинскому совету: откупорить шампанского бутылку иль перечесть "Женитьбу Фигаро".


Майя Одина
Сегодня, 10.02.2000 г.

Copyright © nizina-irina.narod.ru.

Сайт создан в системе uCoz