Интервью, статьи

Рецензии на спектакли

Ссылки:
«Идиот»


Монолог о театральной моде

Увеличить
Уличная мода, мода тинейджеров, pret-a-porter и haute-couture... а существует ли такое понятие, как мода театральная? Может, это мода на определенные костюмы или на тенденции? На того или иного дизайнера или на формы, линии, цвета? Или это просто отражение происходящего вокруг нас, но перенесенное на сцену, созданное руками умелого художника, который дышит театральным воздухом и настолько проникся атмосферой спектакля, что его костюмы уже живут на сцене и блестяще играют отведенные им роли?

Спектакль «Идиот» французского режиссера Режиса Обадиа стал первым театральным проектом для молодого дизайнера Лены Уваровой. До этого был небольшой опыт работы в кино – в короткометражных фильмах Анны Меликян и во ВГИКовских студенческих театральных постановках. А так в основном Лена сотрудничала с крупными компаниями, которые выпускают сезонные коллекции модной одежды pret-a-porter. И тут вдруг театр... совсем другой мир, другие эмоции, другая работа...

Лена Уварова родилась в Тбилиси, еще в детстве увлеклась живописью, посещала художественную школу, и стало ясно, что это увлечение так и останется главным в ее жизни. Из Тбилисской академии художеств она перевелась в Текстильную – в Москве. И совершенно неожиданно увлеклась модным рисунком, вдруг осознав, что красивую одежду, которую она видела на подругах, да и носила сама, кто-то создает.

Сестра Лены – Нелли Уварова окончила ВГИК, курс Георгия Тараторкина. Наверно, во многом благодаря ей у Лены сформировались особые взгляды, появилась привязанность к этому виду искусства. Это было неизбежно, девушки росли вместе, получили смежные профессии, их творческая жизнь зачастую пересекалась. Лена, на правах старшей сестры, советовала младшей, в чем лучше она будет выглядеть в той или иной ситуации, создавала для нее наряды. Нелли часто делали комплименты по поводу ее костюмов, она всегда выделялась на общем фоне. Повседневное баловство для Лены переросло в серьезную работу.

Лена Уварова:

– Приглашение работать на спектакле «Идиот» стало для меня неожиданностью. Режиссеру понравились мои эскизы, и он предложил подумать над костюмами, не классическими – абсолютно новыми по своей концепции. Самые яркие впечатления остались, наверно, от репетиций. Прямо там, в зале, проникнувшись идеями режиссера, оценивая постановку через призму его взгляда, мы с драматургом Лизой Вергасовой думали над мужскими костюмами, и я рисовала женскую линию. Тут же на репетициях мы тестировали новую одежду. Да-да, именно тестировали. Актриса надевала платье и тут же выполняла самые сложные движения, чтобы понять, насколько ей удобно в этом костюме. Так и закрутилось все на одном дыхании: от набросков, сделанных в полутемном зале, до премьеры, где костюмы ожили.

«Идиот» – это пластический спектакль, в нем актеры очень много двигаются. Моей главной задачей было создать одежду, которая помогла бы им. Она должна была быть максимально удобной, лаконичной по форме, с минимальным количеством декоративных элементов. Слишком модный костюм мог отвлечь зрителя от серьезных драматических сцен, и в то же время излишняя классика могла нарушить стилистику спектакля. Очень высокие требования были к тканям. Они должны были быть удобными для пластических элементов, в меру скользкими, не шершавыми, тянущимися в области облегания платьев. Форма также продиктована движением: широкая по объему внизу, при этом естественно подчеркивающая красоту фигуры актрисы...

Сложная задача – гармония – стояла и перед режиссером, и перед драматургом, и перед актерами, и передо мной. Я бы сказала так: это новая форма прочтения классического спектакля и классического костюма. Что касается цвета, то тут наши взгляды с режиссером стопроцентно совпали. Была выбрана модная холодная цветовая гамма. Доминируют винные оттенки, серый, бордо и сирень для Настасьи Филипповны, фисташковый и бледно-розовый для Аглаи.

На мой взгляд, театральный проект Режиса Обадиа «Идиот» – это модный спектакль. Модный взгляд на классический материал, смешение хореографии с драматургией, интересное музыкальное оформление, использование видеоряда, очень простые декорации, костюм вне времени, богатое световое оформление и правильно расставленные акценты. Когда я была на премьере, то поразилась, насколько прекрасно все выстроилось: работа режиссера, драматурга и художника по свету. Конечно, без всего этого костюмы бы не зажили на сцене своей удивительной жизнью.

Мне, конечно, больше знаком мир дизайнеров, которые создают одежду не в театре. Однако было несколько таких вспышек, удачных соединений, когда, например, Игорь Чапурин делал костюмы для постановки «Горе от ума». Он мне очень нравится как дизайнер, и было безумно интересно смотреть, что получилось из его театрального опыта. Еще могу назвать Андрея Шарова, из театральных художников Ларису Ломакину. Мне есть на кого равняться...

На мой взгляд, понятие «театральная мода» сейчас только зарождается. Во многом благодаря последним неординарным проектам. Режиссеры стремятся сейчас показать такое, чего в театре еще не было. То же самое и в моде. Но окончательного слияния двух понятий пока не произошло. Хотя в процессе работы над спектаклем «Идиот» я не только сама проектировала одежду, но и подбирала что-то в таких модных магазинах, как Benetton или Diesel. Значит, все-таки есть некое смешение моды и театра.

Работа над театральной одеждой, конечно, отличается от создания повседневных коллекций. Модельер, работающий над одеждой для улицы, еще и экономист, и психолог. Ведь надо четко уловить тенденцию движения моды, прочувствовать, что понравится будущему потребителю, ну и, конечно, не забыть про коммерческую основу проекта. Дизайнер способен не только улучшить настроение, но и, как сказала великая Донна Каран, вылечить фигуру, создав удачную форму.

Я обязательно продолжу работать в качестве художника по костюмам. Сейчас у меня есть очень интересное предложение от режиссера Александра Назарова, которое уже проработано в эскизном варианте. Это тоже не классическая постановка. Наверно, режиссеры, приглашая меня на такие проекты, видят во мне дизайнера, который работает в модных тенденциях времени. Мне очень интересно заниматься разработкой костюмов для театра. Мне нравится атмосфера, для меня это просто, я чувствую, что занимаюсь своим делом.

Хотя в дальнейшем меня привлекает еще и идея создания массовой одежды по индивидуальным проектам. Кстати, актрисы РАМТа носят мои платья и вне сцены. Например, Ирина Низина, которая играет Настасью Филипповну, попросила меня сшить ей платье по тому же эскизу, который я делала для спектакля. Вот так костюм перешел из театра в жизнь.


Анна Брагина
Театральные новые известия, май 2005 г.

Copyright © nizina-irina.narod.ru.

Сайт создан в системе uCoz