Интервью, статьи

Рецензии на спектакли


Роковые страсти нежного сердца

Увеличить
Она очень красива. Это определение может быть для актрисы одновременно и достоинством, и недостатком. Созерцание красоты – приятный процесс для посещающих театр зрителей. Однако многие режиссеры порой опасаются, что помимо внешности актер мало что сможет привнести в создаваемый спектакль. К счастью, работая с Ириной Низиной, творцы могут не думать о сложностях. Ибо все образы, создаваемые ею, необыкновенно интересны. И то, что Ирина дарит героиням свою удивительную весеннюю красоту, подчеркивает и заостряет их внутреннее существование. Низиной свойственна удивительная творческая верность. Отучившись в свое время в ГИТИСе у Алексея Бородина, она сразу же попала в руководимый им Российский Молодежный театр, где успешно трудится по сей день. Как показывает практика, этот выбор оказался единственно верным для актрисы: она занята во всех громких проектах РАМТа, и сыгранные роли частенько приносят ей разнообразные премии (к примеру, «Чаек» у Низиной целых две: три года назад ее назвали «Роковой женщиной», а в нынешнем сезоне наградили как участницу лучшего любовного дуэта).
Конечно, все героини Ирины Низиной – красавицы. Обольстительницы, разбивательницы сердец – одним словом, роковые женщины. Но актриса делает их необыкновенно разными. Сходственность – в судьбах. Ни одна из этих роскошных дам не обретает своего счастья. Что закономерно, ведь слабость их – в силе. Ломая чужие жизни, они больно, непоправимо ломают и свою.
Исключением, пожалуй, стала нежная Розина из комедии Бомарше «Севильский цирюльник». Порхающее существо с распахнутыми светлыми глазами, она как бы невзначай очаровывает всех представителей мужского пола, попадающихся ей на пути. Но это милое создание только кажется таким наивным. Розина точно знает, как прикинуться слабой и беспомощной, какой взгляд использовать, чтобы сразить наповал, как перевернуть любую экстремальную ситуацию в свою пользу. Однако ее уловки не таят в себе ничего болезненного для других. Быть может, потому она и обретает законное личное счастье в лице бесконечно влюбленного графа Альмавивы.
Совсем другое дело – авантюристка Амалия Бежецкая, придуманная Борисом Акуниным и Алексеем Бородиным в «Эрасте Фандорине», и очень схожая с ней Настасья Филипповна в необычной версии «Идиота» Достоевского (постановщик – Режис Обадиа). Обе эти утонченные жестокие дамы вызывают роковую страсть и у романтичных юношей (Фандорина и Мышкина), и у сильных до безрассудства мужчин (граф Зуров, Парфен Рогожин). И Амалия, и Настасья очень неглупы, однако позволяют вихрям собственной души вести их по жизни. Повелительность в них сочетается с бесстыдством; однако где-то в глубине они прячут страх, ранимость и бесконечное одиночество. В «Идиоте», почти полностью решенном через пластику, Ирина Низина проявила отличное владение внешней формой, а в насквозь психологическом «Фандорине» – умение погрузиться в самую суть героини, не перебарщивая при этом с «переживанием».
Алексею Бородину всегда интересно показать своих актеров с неизведанных сторон (а таковых, словно по волшебству, открывается с каждым разом все больше). В минувшем сезоне, выпуская чеховский «Вишневый сад», режиссер поручил красавице Низиной роль Вари, скупой на эмоции хозяйственной барышни, чья жизнь не знает просветов. И эффектная внешность актрисы преломила образ в иную, трагическую сторону. Варя–Низина не просто хочет любви – она достойна ее. Однако ее никто никогда не воспринимал как женщину, отчего родился тяжелый комплекс недолюбленности. И неслучившиеся отношения с Лопахиным – болезненная трагедия несовпадений и случайностей. Низина играет тонко, открыто, легко – но играет историю страшную. Ибо для женщины знать, что она обречена на одиночество, – самое страшное. И не только во времена Чехова.
Обречена на нелюбовь и Соня Минц, героиня «Романа с кокаином» (последняя по времени работа Низиной). Хрупкая изысканная леди-декаданс с папиросой в тонких пальцах, задыхающимся голосом и трагическим блеском в глазах, кажется, создана для пылких чувств. Однако ее собственные проявления так смелы, что вызывают трепет у предмета ее сердца. И чувственный экстаз очень скоро сменится на болезненный слом. От которого почти невозможно будет оправиться.
За последние годы Ирина Низина практически приблизилась к статусу молодой примы Российского Молодежного. Что закономерно, поскольку она производит впечатление идеального материала для любой режиссерской стилистики. А красота, конечно, спасет. Особенно в сочетании с мастерством, чувством эпохи и замечательной актерской интуицией.


Алиса Никольская
Фото В. Комиссаровой

Театральная касса, №5, 2005 г.

Copyright © nizina-irina.narod.ru.

Сайт создан в системе uCoz