Рецензии на спектакли

Интервью, статьи


Ссылки:
«Вишнёвый сад»


Чехов на все вкусы

Меньше недели разделяет две премьеры. В одном случае спектакль имеет самое прямое, в другом – несколько опосредованное отношение к классику отечественной и мировой драматургии. Судя по рекламным растяжкам, премьера в Российском академическом молодежном театре официально посвящена ее создателями 100-летию "Вишневого сада".

В следующую пятницу в "Школе современной пьесы" сыграют "Чайку". Так и хочется сказать – очередную, ибо две "Чайки" в афише театра уже есть – каноническая чеховская и "издевательская", акунинская. Третья – в России Бог любит троицу – классическая оперетта, написанная по заказу театра и лично Иосифа Райхельгауза композитором Александром Журбиным и театроведом, автором многочисленных театральных капустников и театральных же юбилеев Вадимом Жуком. Для авторов этого проекта существенно, что при переложении текста чеховской комедии в стихи текст пострадал минимально, и все главные монологи зарифмованы почти без урона для первоисточника (во всяком случае, так утверждают соавторы спектакля).
Среди тех, кто выйдет на сцену "Школы современной пьесы" и споет, – Ирина Алферова, Марина Хазова, Альберт Филозов, Владимир Качан, Владимир Шульга, Ольга Гусилетова, Саид Багов. Со временем, обещают, к ним присоединятся Татьяна Шмыга, Лев Дуров, Владимир Стеклов.

Что касается "Вишневого сада", то здесь, конечно, можно было подыскать злободневность. Например, прочесть сегодня пьесу сквозь призму принятых в декабре Госдумой поправок в Лесной кодекс, которые, как считают "зеленые" (и не только они), позволяют беспрепятственно вырубать леса так называемой первой категории или "присовокуплять" их к дачным участкам. Можно, наверное, было обратиться к Чехову, чтобы перещеголять Някрошюса, у которого "Вишневый сад" длился 5 с половиной часов. Взять и уложиться в час пятнадцать без антракта...
Режиссер спектакля Алексей Бородин далек как от того, так и от другого. Об идеях спектакля занятые в нем актеры говорят следующее. Например, Юльен Балмусов, который играет у Бородина Гаева, говорит, что "Вишневый сад" в РАМТе будет "о любви и о том, как люди друг без друга жить не могут".
История же Раневской, по мысли исполнительницы этой роли Ларисы Гребенщиковой, это история про девочку, которая вышла рано замуж, по любви, муж страшно пил, потом умер. Утонул ее мальчик. На несчастье, она полюбила другого, сошлась, бросила все к его ногам, он ее обобрал, бросил, сошелся с другой. Приехала в Россию, тут имение продается. А она, как бабочка, летит в Париж, чтобы гореть на этом пламени любви. История совершенно обыкновенная. Про какую женщину нельзя рассказать эту историю? Антон Павлович все время настаивал на этом. Он говорил: "Ребята, вы не перегружайте". А Лопахин говорит про Любовь Андреевну: "Простой, легкий человек".
Вот такая история о любви получается в Молодежном театре после года репетиций.


Григорий Заславский
Независимая газета, 16.01.2004 г.

Copyright © nizina-irina.narod.ru.

Сайт создан в системе uCoz