Рецензии на спектакли

Интервью, статьи


Ссылки:
«Вишнёвый сад»


Не вырубишь топором...


"Вишневый сад" в РАМТе – это нормальный, культурный, вполне традиционный спектакль. Качественная иллюстрация к школьной хрестоматии. С более лестными эпитетами я бы повременила, зато поторопилась бы с вопросом: зачем, ну зачем он нужен, еще один, бог весть, какой по счету "Вишневый сад"?! Чехов возникает на афишах с таким упорством, будто мировая драматургия иссякла и пьесы кончились. Или "В Москву, в Москву!..", или небо в алмазах, или люди, кошки, орлы, куропатки... Полгода назад шестичасовым "Вишневым садом" напугал Москву Эймунтас Някрошюс. Сегодня вечером напротив РАМТа, в Малом, выпускаются "Три сестры". Завтра и послезавтра – аналогичное количество сестер, но в театре Джигарханяна (может, там они будут с акцентом, и то хлеб).

Если про спектакль Алексея Бородина и Станислава Бенедиктова дать объявление в газете "Из рук в руки", оно прозвучит так: в/сад без м/п и в/п с обустроенной ж/п. Перепончатые окна, венские стулья, массивный многоуважаемый шкаф, фамильные дагеротипы, бильярд, коляска в натуральную величину, саквояжи, соответствующие эпохе, солома, выполненная очень искусно, и даже живая собачка – очаровательный дымчатый пудель Шарлотты. Разумеется, дощатый павильон. Естественно, километры белого тюля: сначала он символизирует цветение, а в финале покрывает дом саваном. Раневская, которая говорит Фирсу: "Я так рада, что ты еще жив", по-прежнему считается тонкой натурой. Гаев, который жениха собственной племянницы обзывает хамом, все еще хороший человек. Вообще на сцене милые люди играют милых людей. Слова произносят как положено, друг за другом. Текст льется гладко, без акцентов и утекает, словно песок сквозь пальцы. Доходчивы, пожалуй, только два персонажа – спокойный, упертый Петя (Петр Красилов) и смешной, обаятельный толстяк Симеонов-Пищик (Сергей Серов).

Нельзя сказать, что Бородин не привнес в "Вишневый сад" совсем никакой новизны. Во-первых, зрители сидят на сцене, как, скажем, в табаковском МХАТе, когда играется "Антигона" Темура Чхеидзе. Во-вторых, утренний кофе накрывают на бильярде – уж на что много мебели, а стола все-таки не хватает... Вместо обозначенного в ремарке неопределенного "букета" садовник присылает с Епиходовым пучок цветущих вишневых веток. Садовникам в принципе не свойственно ветки ломать, у них попросту рука не поднимется, но выглядит эффектно. Во втором акте на сцене установят трогательный макет усадьбы и понатыкают вокруг маленькие белые деревца. А потом сгрузят их на телегу: были украшением, стали обрубками. Теперь пойдут в костер.

Если Гаев – Юльен Балмусов – чрезвычайно похож на "современниковского" Гаева в исполнении Игоря Кваши, то Раневская – Лариса Гребенщикова – достойна всяческого изумления. Симпатичная, уютная хохотушка, нисколько не напоминающая фамм фаталь, чей главный и единственный капитал, нажитый к сорока годам, – трудная любовь... Ни в одном движении бывшей травести не угадывается "порочность", хоть ты тресни. Зато на фоне Раневской, Ани и Дуняши, трех однотипных миниатюрных женщин, выделяется статная, высокая, красивая Варя – Ирина Низина. Вот это действительно находка – превратить Варю из вечной Золушки в принцессу.
Еще о находках. Впервые на моей памяти Фирс делает неправильное ударение в слове "бесперечь". Все предыдущие фирсы ударяли на первый слог, Владимир Калмыков решил ударить на последний.

Раневская, женщина, у которой утонул маленький сын, говорит о своем парижском друге: "Я люблю этот камень и иду с ним на дно", и, может, конечно, здесь Антон Павлович чего-то напортачил (в доме утопленника дно не упоминают), но, вероятнее всего, подразумевалась соответствующая интонация. Трагическая интонация. А не хихиканье пожилой девочки.

Собственно, в/сад – это и есть аллегория настоящей любви. Говорят, мол, она непрактична, бесперспективна, надо ее из сердца вырубить, а освободившуюся площадь сдать в аренду, и это будет хорошо и правильно. Но без любви. А без любви всякое "хорошо" – плохо. Впрочем, это уже другой разговор.


Елена Ямпольская
Русский курьер, 23.01.2004 г.

Copyright © nizina-irina.narod.ru.

Сайт создан в системе uCoz