Рецензии на спектакли

Интервью, статьи


Ссылки:
«Эраст Фандорин»


Дети леди Эстер

Обещания, данные Молодежным театром («Ежедневный журнал», 2002, № 12), оправдываются до такой степени, что диву даешься. Действительно, не занудное рассусоливание на тему русского романа ХIХ века, как можно было бы ожидать, а стремительный детектив с мгновенной сменой многочисленных мест действия и внятной интригой. Сверху спускаются окна; столы, двери, кровати в секунду трансформируются или выезжают из-за кулис на колесиках, вокруг многозначительно и споро двигаются служители в униформах – то русской жандармерии, то лондонской прислуги.

Скажу сразу: это детский спектакль. Для толковых школьников лет 10–14. Опыт показал: им очень нравится – даже если они читали роман, поскольку действие точно следует за его сюжетом. Перемен и нововведений, чего дети не любят, почти нет, ничего не выпущено. Из-за этого спектакль ужасно длинный – три с половиной часа, но монтируется он из коротких и ясных сцен. А точно подобранная музыка, которой очень много (заслуга Натали Плэже), умело нагнетает напряжение и держит темп спектакля.

Взрослым «Эраст Фандорин», наверное, покажется слишком уж наивным. Всякому ведь, кто любит Акунина, хочется чего-то такого, чего в романах нет, но как бы подразумевается всем строем языка, отсылающим к классической русской литературе. Но ей-богу, хорошо, что на сцене нет всех этих Рогожиных и Настасий Филипповн, которых можно было бы ожидать. Просто детектив, без задних мыслей. С многочисленными выстрелами и взрывами, но без единой капли крови (чтобы никого не испугать). И главным героем, которого Петр Красилов играет таким простодушным, таким мальчишески восторженным, что трудно понять, как этому везучему щенку удалось разгадать столь запутанную историю. Он берет не анализом и интуицией, а, скорее, напором и любопытством. Иногда, словно смышленый ученик в классе, хлопает себя по лбу: «Дошло!» Фандорин все время бежит. Он догоняет, убегает, просто так бежит – от избытка сил, подпрыгивая и радуясь всему вокруг. Бежит и в конце, уже поседевший, бежит на месте все быстрее и быстрее, пока закрывается занавес. Видимо, вбегает во вторую серию.

P.S. И все-таки в финале театр не смог удержаться от многозначительности. На поклоны все актеры выходят с мрачными лицами, словно сыграли трагедию. Все они, кроме Фандорина с невестой, – в одинаковых черных пальто. В общем, все люди – сироты из детдома леди Эстер. А раз нет уже гениальной благодетельницы, выводящей всех в люди, то осиротеет гуманность и остановится прогресс, который она так лихо двигала в ХIХ веке. Видимо, об этом и о жестокостях нашего мира зрителям предложено подумать, выйдя из театра.
Так мы не договаривались.


Дина Годер
Ежедневный журнал, №18, 10.05.2002 г.

Copyright © nizina-irina.narod.ru.

Сайт создан в системе uCoz